Для тех, кому интересен славный город Киев

София Киевская: история, тайны, легенды

О соборе Святой Софии Нестор-литописец пишет в год окончания большой строительной кампании, которую начал великий князь Ярослав Мудрый в Киеве. Случилось это в 1019 году, а уже меньше чем через 20 лет, в 1037 году, закончилось строительство всех главных сооружений нового города княжеского времени середины XI века – города Ярослава.

Существует также иное датирование: 1037 – 1056 годы. Последний год фиксирует смерть Ярослава. Вероятность второй версии подкрепляет легенда о начале строительства Софийского собора на месте победы киевлян в 1036 году над печенегами. Впрочем, более близкой большинству исследователей кажется первая версия.

Во-первых, похоже, что храм начал строить еще Владимир, а его сын Ярослав только завершил строительство. К тому же нелогично предполагать, что Ярослав Владимирович начал строить храм лишь через несколько десятилетий после начала своего княжествования.

 

В княжеские времена София была главным кафедральным храмом Украины-Руси. Здесь не только проходили богослужения, но и действовала первая древнерусская библиотека, работали первые переписчики и переводчики богослужебных книг с греческого на древнеукраинский церковный язык. По мнению Михаила Грушевского, София времен киевских князей – это наша протоакадемия, своеобразный научно-интеллектуальный центр по типу академии Карла Великого в Европе IX века. Существует гипотеза, что первый киевский митрополит Илларион писал свое «Слово про закон и благодать» именно в Софии в 1051 году.

Храм строили греки, и расчет был на греческо-итальянские климатические условия, чтобы люди во время богослужения или после него могли прямо из храма выйти на свежий воздух и на первом этаже, где была закрытая галерея, и на втором. Крыша первого яруса служила балконом для людей князя, которые во время службы находились на хорах.

 

Не все строительные материалы можно было найти в Киеве. Мраморные колонны центральной апсиды собора привезли из Греции, оттуда же и мраморный саркофаг для строителя – Ярослава Мудрого. Мозаики исполняли также греческие маляры, но смальту для них изготавливали на месте в специальных печах. Высота сооружения от пола до свода центрального купола равнялась 36 метрам.

Самое большое мозаичное изображение находится в центральной алтарной апсиде – это икона Божьей Матери Оранты, которую древние киевляне называли «Незыблемой Стеной». Они верили, что как только разрушат «Незыблемую Стену», Киев перестанет существовать.

На западной стене в середине храма, которая позже обвалилась, был портрет князя, подносящего макет храма святой Софии Богу. На северной и южной стенах центрального нефа сохранились изображения сыновей и дочек киевского великого князя, идущих к отцу. Этот сюжет, знакомый многим исследователям и посетителям храма до мельчайших деталей, и до сегодняшних дней скрывает много неразгаданных тайн. Соответствует ли количество изображенных детей количеству сыновей и дочерей князя Ярослава, известных по летописи? Кто выделял средства на строительство храма: Владимир или Ярослав? Все эти вопросы, очевидно, будут стоять не перед одним поколением ученых.

София была усыпальницей великих князей киевских от XI столетия и почти до времен монгольского нашествия. Кроме Ярослава, покоящегося в мраморном саркофаге, в соборе похоронены любимый сын князя Всеволод Ярославович и его сыновья Ростислав Всеволодович, Владимир Всеволодович Мономах.

Саркофаг Ярослава Мудрого

 

В княжеские времена иконостас собора был также мраморным в один ярус. Начиная с XVII века в Украине традиционными стали пятиярусные иконостасы. Один из них – прекрасной работы резчиков из Черниговщины – существовал и в Софии в конце XVII – в начале XVIII столетия. Но во второй половине XIX века четыре верхних яруса иконостаса разобрали и перенесли в другую церковь.

На шести гектарах Софийского заповедника разместились 10 сооружений – памятников архитектуры, являющие собой единый комплекс. На запад от собора стоял дом митрополита и игумена монастыря, потому что киевские митрополиты проживали как в Киево-Печерской лавре, так и в Софии.

Вид на Софийскую площадь, 1870-е годы

 

После пожара 1697 года на восток от собора начинают возводить каменную колокольню. Первый ярус появился при гетмане Иване Мазепе, второй и третий не раз переделывались. Четвертый ярус надстроили в епархиальном стиле, но с грушевидным куполом. Это, пожалуй, был единственный случай в украинской архитектуре того времени, когда было позволено, подстраиваясь под барочный стиль Софийского собора, построить барочный купол над колокольней. На протяжении XIX века грушевидные купола ряда киевских барочных церквей заменили на шатровые.

 

Напротив храма через дорогу, ведущую от колокольни до собора, находится Трапезная церковь (или, как ее еще называли, Теплая София). В соборе не было печного отопления, и зимние службы проводили в этом храме, который еще исполнял функцию трапезного зала для монастырских монахов.

В 1746 году при киевском митрополите Рафаиле Заборовском архитектор немец Иоган Шедель построил западные ворота монастыря – по мнению специалистов, это самое удивительное с художественной точки зрения сооружение в стиле украинского барокко. Именно эти ворота вдохновляли украинских архитекторов начала ХХ века на поиски нового украинского стиля, основанного на национальной художественной традиции.

Ворота Заборовского в Софийском монастыре

 

В 1760-е годы построили еще два здания на север от собора: Братский корпус (дом для монашеской братии) и бурсу. Сначала в помещении бурсы тоже были кельи. В этом помещении в 1920 – 1930-х годах находился Киевский центральный исторический архив имени В. Антоновича.

Научными сотрудниками этого архива были два выдающихся украинских историка второй половины ХХ столетия Наталья Полонская-Василенко и Александр Оглоблин. После Второй мировой войны, до 1970 года, здесь действовал главный украинский архив – Центральный государственный исторический архив УССР. В 1960-е годы в нем работал талантливейший украинский поэт и общественный деятель Василий Стус. А сейчас здесь находится Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины.

Макет Софийского собора, XI век

Софийский собор на гравюре

 

Южную часть территории монастыря занимало здание консистории. Управление православными церквями киевской епархии осуществляли выдающиеся общественные и культурные деятели второй половины XIX века, историки церкви и краеведы. Этот дом сооружался в 1722 – 1730-е годы, а в XIX столетии несколько раз перестраивался. Зайдя внутрь, сегодня можно увидеть оригинальные стены здания начала XVIII века. В здании находился архив киевской консистории, то есть метрические книги со сведениями о рождении, браке, смерти всех православных жителей Киевской губернии за 200 лет.

Во времена Украинской революции Софийский собор стал одним из главных центров возрождения национальной православной церкви, местом, где появилась Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Уже в 1919 году в церкви начали проводить богослужения на украинском языке. В 1921 году в Святой Софии состоялся учредительный І Собор УАПЦ, который избрал митрополитом Киевской и всея Украины Василия Липкивского.

Митрополит Василий Липкивский

Площадь Хмельницкого, 1950-е годы

 

В 1930-е годы над Софией, как и другими историческими сооружениями Верхнего города, нависла угроза уничтожения. По большевистскому плану социалистической перестройки Киева Софию и Михайловский Золотоверхий собор должны были снести для строительства правительственного центра. Есть версия, согласно которой отчаянные киевские искусствоведы и историки, рискуя жизнью, сообщили европейской общественности о возможном вандализме. Французский писатель Ромен Роллан обратился лично к Сталину, подчеркнув, что София является историческим памятником, которую строил отец французской королевы Анны, и уже хотя бы поэтому заслуживает сохранения.

Во время Второй мировой войны, когда советские войска отступали, храм был заминирован. Если бы не тогдашний директор заповедника Олекса Повстенко, вовремя узнавший про мины и принявший предохранительные меры, София могла бы взорваться в 1941 году так же, как и Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Олекса Повстенко

Дарья Пиотровская

Автор блога "Жизнь в Киеве".

Похожие статьи для Вас:

4 коммент.

  1. Александр Муратов /

    Прекрасная статья! Ее надо широко тиражировать и распространять среди читателей всех христианских конфессий и атеистов. Это История !!!

  2. Спасибо, Дарья – с большим интересом почитал статью, в которой приведены знаменательные факты истории Софии. Особенно обратил внимание на события, связанные с нашим временем, о которых не знал. Кстати, есть целая история с мощами Ярослава Мудрого как в довоенное советское время, так и в период немецкой оккупации. Но это уже отдельная тема

Добавить комментарий для Александр Парунов (Шустер) Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.